Логопед: доктор или педагог?

Логопедия – отдельный раздел науки, который совмещает в себе сразу несколько направлений: педагогику, психологию и медицину. Задачей специалиста в этой области является поиск причин, диагностика, коррекция и профилактика различных нарушений речи, письма, чтения. Большую роль в логопедии играют психологические аспекты: в детском возрасте речевые дефекты могут стать источником серьезных эмоциональных переживаний и последующих травм, так как дети менее терпимы к недостаткам других, чем взрослые.

Чем занимаются логопеды

Многие родители уверены, что логопед – человек, который просто помогает детям освоить правильное произношение звуков. На самом деле грамотный специалист, как и настоящий врач, проводит комплексное обследование, собирает анамнез, может назначить определенные медицинские процедуры для диагностики, подбирает необходимую схему лечения и уделяет не меньше внимания профилактике и предотвращению осложнений.

В сферу деятельности логопедов входят:

  • постановка правильного речевого дыхания и произношения;
  • коррекция дисграфии у школьников;
  • увеличение словарного запаса ребенка;
  • обучение навыкам чтения и письма;
  • лечение дислалии, алалии и других форм нарушения речевых функций;
  • реабилитация детей после черепно-мозговых травм, инсультов, инфекционных заболеваний, затрагивающих головной мозг и влияющих на психоречевое развитие;
  • диагностика и терапия органических поражений центральной нервной системы, которые привели к дефектам речи, письма или чтения.

Логопеды в процессе занятий с детьми разного возраста выявляют и устраняют неточности произношения, помогают детям разобраться в сплетении звуков и букв, научиться отличать графически или фонетически схожие символы.

Специалисты в этой области не только работают напрямую с пациентами, но и занимаются активной научной деятельностью, изучая механизмы формирования речевых нарушений. Они определяют причины дефектов, выявляют социальные и биологические факторы, которые могли бы способствовать развитию нарушений, разрабатывают и внедряют в практику новые методики коррекции. Логопеды тесно взаимодействуют с учителями и воспитателями детских дошкольных учреждений, педиатрами, неврологами, детскими психологами и психиатрами.

Методы работы с речевыми и письменными дефектами у детей

Логопед не является дипломированным врачом и не имеет права назначать медикаментозные или иные препараты для лечения. В арсенал методов для коррекции нарушений у этого специалиста входят различные поведенческие терапии, игровые формы обучения, тренинги, групповые или индивидуальные занятия с ребенком, беседы и другие способы, основанные на личном общении с детьми.

В работе используются:

  • словесные методики, направленные на совершенствование дикции, правильное интонирование, верную расстановку акцентов и ударений при чтении, разговоре;
  • наглядные способы, включающие в себя моделирование различных ситуаций на основе сказок, историй из книг, мультфильмов и т.д. для улучшения работы сигнальных систем и обогащения словарного запаса;
  • практические методики, включающие в себя индивидуальное и групповое чтение, пересказ текстов, инсценировки, творческие задания, которые нацелены на совершенствование и ускоренное формирование речевых навыков.

В число традиционных приемов логопедической работы входят:

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика для языка для детей, имеющих органические, травматические или иные повреждения мышечного органа;
  • пальчиковые и зрительные упражнения;
  • занятия, направленные на развитие и совершенствование общей/мелкой моторики.

Занимаясь с детьми, специалисты-логопеды в зависимости от диагностированной формы расстройства речи, письма и чтения делают акцент на:

  • координацию речи с движением;
  • улучшение фонематического восприятия и представления;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • укрепление связной речи.

Логопеды занимаются с детьми преимущественно в игровой форме. В качестве наглядных пособий применяются:

  • книги;
  • раскраски;
  • трафареты;
  • транспаранты;
  • настольные игры;
  • пазлы;
  • различные игрушки (игольчатые шарики для пальцев, фигурки людей и зверей, кинезиомешки, ластики и т.д.);
  • дыхательные тренажеры;
  • логопедические карточки;
  • развивающие и обучающие игры.

В процессе сеансов малыши учатся различать отдельные звуки и слова на слух, пытаются их воспроизводить самостоятельно, изучают термины и понятия, используемые в обиходе. Ребятам предлагаются различные упражнения, которые способствуют умениям обобщать и анализировать информацию, выделять в ней главное, запоминать и воспроизводить в дальнейшем полученные данные.

Об авторе
Поделитесь этой записью



Детские Ботаники: сайт для родителей и детей! © 2022 Все права защищены