по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.
-вызвать интерес к загадкам, пословицам и поговоркам, как малой жанровой форме народного творчества.
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками, с пословицами народов ханты и манси; отрабатывать навыки чтения;
— развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки, обогащать словарный запас, речь обучающихся, логическое мышление;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают развернутый ответ на вопросы по содержанию прочитанного ; учатся загадывать загадки, запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные: учатся высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают загадки, пословицы и поговорки.
Оборудование: Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями. учебник для 2 класса под ред. Л. Ф. Климановой,
Ход УРОКА
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
— Добрый день ребята. Слайд 3
Мы начать урок готовы.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение считалки на странице 22 учебника (читают 2-3 ученика).
III. Актуализация знаний. Знакомство с целями урока.
– Давайте вспомним, что такое УНТ что к нему относится к устному народному творчеству? Проверка по слайду 4-5
1. Работа по изученным малым жанрам УНТ.
— Сегодня на уроке продолжим знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества.
— Чтобы узнать с какими малыми жанрами познакомимся, мы совершим сегодня путешествие, поэтому мы должны разделиться на две группы. А чтобы узнать в какое путешествие отправимся, мы должны немного поработать.
-Перед вами лежат листочки, на которых под номерами написаны предложения. Вы должны прочитать эти предложения и, обсудив друг с другом, сказать, что в этих листочках написано. А я вам буду помогать.
Номер 1. Загадка.
-Как вы думаете, что за текст перед вами? (Это загадка.)
— Обе группы будете загадывать друг другу загадки, которые также даны на листочках.
Номер 2. Пословицы.
-Теперь читаем предложение под номером два. Обе группы должны из слов собрать предложение. Что получилось у вас? (Предложение)
-За правильное составление предложения каждая группа сможет заработать баллы.
-Как называется такое предложение? (Пословица.)
Прочитав это предложение, что мы узнали? Чему учит она нас? (Заставляет размышлять)
-Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей)
Номер 3. Поговорки.
-Ребята, теперь прочитаем предложение под номером. Это — поговорка. Поговорка немного отличается от пословицы. Поговорка – это только часть пословицы.
2. Постановка целей урока.
Поляна «Начальная». Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О загадках, пословицах и поговорках).
– Да, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с малыми жанрами УНТ: загадками, пословицами и поговорками. Научимся различать их, распределять их по группам.
-Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, об их мудрости поучающем смысле.
— А какие загадки вы знаете? (Ответы детей)
— Чем загадка отличается от пословицы и поговорки? (Загадка учит отгадывать, а пословица учит)
-Чему должны научиться на уроке? (Научиться читать выразительно и
v. Работа по теме урока.
1. Поляна «Загадка». Работа по учебнику на стр. 24-25.
-Вот и дошли мы с вами до поляны «Загадка». На этой поляне мы постараемся правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их. Ребята, не забываем зарабатывать баллы. (Чтение и отгадывание загадок учащимися по учебнику)
2. Поляна «Пословица и поговорка». Работа по учебнику стр. 26-27.
– Скажите, какие пословицы и поговорки знаете? (Ответы детей)
– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.
— Давайте прочтем пословицы и поговорки из учебника выразительно и постараемся ответить на вопросы. (Работа по учебнику)
-Ребята, пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.
Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.
VI. Закрепление пройденного материала.
1. Поляна «Конечная». Работа по презентации «Малые жанры устного народного творчества», слайды 8-10.
-Ребята, на слайде №8 вы видите загадки.
— Как вы понимаете, что такое загадка? (Ответы детей).
-Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
— А вы любите разгадывать загадки? (Ответы детей)
Давайте попробуем их отгадать. Группа, отгадавшая первой загадку, получит красный кружок.
-Теперь на слайде 9 прочитаем пословицы. Что
2. Разделить на группы данные пословицы и поговорки. Слайд 11
1-я группа называет пословицы, 2-я — поговорки (читают отдельные ученики).
• Цени по заслугам, а не по услугам.
• Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
-Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», — говорили на Руси.
-Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу
Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
— Ребята, мы с вами живем в ХМАО-Югра. Кто являются коренными жителями нашего края? (Ответы детей)
— Слайд 12. Давайте вместе прочитаем пословицы и поговорки ханты и манси. Чему учат нас эти пословицы? (Чтение пословиц детьми)
VIII. Подведение итогов урока
– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?
IX. Домашнее задание: в школьной библиотеке найти сборник загадок и выписать в тетрадь понравившиеся три загадки.
1. Загадки 1-я группа.
На носу сидим, На мир глядим, За уши держимся. (Очки)
1. Загадки 2-я группа.
Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла. (Зима)
2. Пословицы 1-я группа.
Добрый человек добру и учит.
2. Пословицы 2-я группа
Мудрым никто не родился, а научился.
3. Поговорки 1-я группа.
В гостях хорошо, а дома лучше.
3. Поговорки 2-я группа.
Терпение и труд, все перетрут.
Прикреплённые файлы:
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Г. Б. Остер «Вредные советы. Как получаются легенды» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «13» мая 2015 года Тема. Г. Б. Остер.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Л. А. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года Тема. Л. А. Кассиль.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Н. Носов «Телефон» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «29» апреля 2015 года Тема. Н. Носов.
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по произведению Р. Сефа «Весёлые стихи» Технологическая карта урока литературного чтения Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «15» мая 2015 года Тема. Р. Сеф.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?» Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К Комаровской Марией Евгеньевной. Тема.