Конспект урока литературного чтения, 2 класс. Загадки, пословицы, поговорки

Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся с русским народным творчеством — загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь учащихся, логическое мышление, Умение группировать слова и явления.

Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.

Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, кроссворды).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Тот человеческую кровь прольет.

— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).

— Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)

— Определите жанр текста. (Это загадка.)

— Кто знает отгадку? (Это комар.)

III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)

Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

IV. Работа по теме урока

Работа по группам. Класс делится на пять групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова — только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали.

Кроссворд для 1-й группы

1. По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц.)

2. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова. )

Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)

(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)

Кроссворд для 2-й группы

1. Посреди поля лежит зеркало:

стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)

3. Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)

4. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед.)

5. Что в решете не унесешь? (Вода.)

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник.)

8. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)

9. Течет, течет — не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)

(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)

Кроссворд для 3-й группы

1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

3. Разломился тесный домик

4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)

5. Синий мундир, белая подкладка,

на все горы, на все моря. (Гром.)

(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)

Кроссворд для 4-й группы

2. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)

А под зиму с криком уходит. (Грач.)

6. Мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи подбирает,

По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)

Тот свою кровь прольет. (Комар.)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)

Кроссворд для 5-й группы

1. Между двух светил я в середине один. (Нос.)

2. Не часы, а тикает. (Сердце.)

4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

Семь дырочек в нем. (Голова.)

6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)

8. Осенью в щель заберется,

(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)

Информация для учителя

После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Возможно, какие-то будут неразгаданными. Тогда они предлагаются всему классу.

Самая сложная тема — «Человек». Учитель должен учесть это и дать кроссворд учащимся посильнее.

V. Физкультминутка

Солнечные зайчики играют на стене.

(Дети ловят зайчика на стене. Учитель направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика.)

VI. Продолжение работы по теме урока

— Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)

— В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)

— Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками. )

— Как вы понимаете слово «пословица»? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)

— Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника. (Учитель объясняет детям, почему так говорят.) Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех — сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека — труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», — говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

Поговорка — это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами — замерзать, заморить червячка — перекусить, за двумя зайцами погнался — делаешь два дела сразу.

VII. Закрепление изученного

— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 26—27. (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить.)

— Какие пословицы и поговорки знаете вы?

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (Можно, по теме. Например, о дружбе, труде, Родине и т. п.)

Домашнее задание

Прочитать загадки на с. 24—25 учебника и запомнить их; выполнить задания.

Об авторе
Поделитесь этой записью

Обсуждение закрыто.



Детские Ботаники: сайт для родителей и детей! © 2024 Все права защищены