Литературное чтение во 2 классе по ФГОС «Школа России»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с русским народным творчеством — загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения; развивать речь учащихся, логическое мышление, Умение группировать слова и явления.
Планируемые результаты: учащиеся должны различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам.
Оборудование: карточки (текст для речевой разминки, кроссворды).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Тот человеческую кровь прольет.
— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)
— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).
— Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)
— Определите жанр текста. (Это загадка.)
— Кто знает отгадку? (Это комар.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)
Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.
Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.
IV. Работа по теме урока
Работа по группам. Класс делится на пять групп. Каждая группа получает кроссворд. Нужно решить его и определить тему загадок; найти лишнее слово. Разгадывать и вписывать слова — только по горизонтали. Ключевое слово появится по вертикали.
Кроссворд для 1-й группы
1. По лесу жаркое в шубе бежит. (Заяц.)
2. Четыре ходунка, два бодунка и один хлестунок. (Корова. )
Лыко дерет, а лаптей не плетет. (Коза.)
(Ключевое слово: загадки. Тема: «Дикие и домашние животные». Лишнее: грач.)
Кроссворд для 2-й группы
1. Посреди поля лежит зеркало:
стекло голубое, рама зеленая. (Пруд.)
3. Белая морковка зимой растет. (Сосулька.)
4. Я вода, да по воде же и плаваю. (Лед.)
5. Что в решете не унесешь? (Вода.)
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник.)
8. Красная девушка по небу ходит. (Солнце.)
9. Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит. (Река.)
(Ключевое слово: пословица. Тема: «Вода». Лишнее: солнце.)
Кроссворд для 3-й группы
1. Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)
3. Разломился тесный домик
4. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
5. Синий мундир, белая подкладка,
на все горы, на все моря. (Гром.)
(Ключевое слово: поговорка. Тема: «Растения». Лишнее: гром.)
Кроссворд для 4-й группы
2. В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)
А под зиму с криком уходит. (Грач.)
6. Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По полям кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Тот свою кровь прольет. (Комар.)
Будто крохотный звонок. (Жаворонок.)
(Ключевое слово: скороговорка. Тема: «Птицы». Лишнее: комар.)
Кроссворд для 5-й группы
1. Между двух светил я в середине один. (Нос.)
2. Не часы, а тикает. (Сердце.)
4. Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
Семь дырочек в нем. (Голова.)
6. Тебе дано, а люди пользуются. (Имя.)
8. Осенью в щель заберется,
(Ключевое слово: небылица. Тема: «Человек». Лишнее: муха.)
Информация для учителя
После самостоятельной работы все ученики каждой группы читают загадки и называют отгадки. Возможно, какие-то будут неразгаданными. Тогда они предлагаются всему классу.
Самая сложная тема — «Человек». Учитель должен учесть это и дать кроссворд учащимся посильнее.
V. Физкультминутка
Солнечные зайчики играют на стене.
(Дети ловят зайчика на стене. Учитель направляет зеркальце пониже, дети стараются поймать зайчика.)
VI. Продолжение работы по теме урока
— Назовите ключевые слова, которые получились в выделенных клетках ваших кроссвордов. (Загадки, пословица, поговорка, скороговорка, небылица.)
— В какую группу можно объединить эти слова? (Это малые жанры устного народного творчества.)
— Над чем мы сейчас будем работать? (Над пословицами и поговорками. )
— Как вы понимаете слово «пословица»? (Это меткое короткое изречение, вывод, сделанный народом из каких-то событий, случаев.)
— Прочитайте первые две пословицы на с. 26 учебника. (Учитель объясняет детям, почему так говорят.) Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех — сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека — труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы речь не молвится», — говорили на Руси. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Поговорка — это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами — замерзать, заморить червячка — перекусить, за двумя зайцами погнался — делаешь два дела сразу.
VII. Закрепление изученного
— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 26—27. (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить.)
— Какие пословицы и поговорки знаете вы?
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Можно ли объединить несколько пословиц и поговорок в одну группу? По какому принципу? (Можно, по теме. Например, о дружбе, труде, Родине и т. п.)
Домашнее задание
Прочитать загадки на с. 24—25 учебника и запомнить их; выполнить задания.