Загадки, пословицы и поговорки.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

«Привязанность к взрослому в жизни ребенка, причины и последствия нарушения привязанности»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект к уроку литературное чтение во 2 классе

по теме: ЗАГАДКИ. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ.

Цель:
-вызвать интерес к загадкам, пословицам и поговоркам, как малой жанровой форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками, с пословицами народов ханты и манси; отрабатывать навыки чтения;
— развивать умение анализировать народные пословицы и поговорки, обогащать словарный запас, речь обучающихся, логическое мышление;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают развернутый ответ на вопросы по содержанию прочитанного ; учатся загадывать загадки, запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают загадки, пословицы и поговорки.

Оборудование: Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями. учебник для 2 класса под ред. Л.Ф. Климановой,

Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.

I. Организационный момент.

— Добрый день ребята. Слайд 3

II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение считалки на странице 22 учебника (читают 2-3 ученика).

III. Актуализация знаний. Знакомство с целями урока.

– Давайте вспомним, что такое УНТ, что относится к устному народному творчеству? Проверка по слайду 4-5

1. Работа по изученным малым жанрам УНТ.

— Сегодня на уроке продолжим знакомиться с малыми жанрами устного народного творчества.

— Чтобы узнать с какими малыми жанрами познакомимся, мы совершим сегодня путешествие, поэтому мы должны разделиться на две группы. А чтобы узнать в какое путешествие отправимся, мы должны немного поработать.

-Перед вами лежат листочки, на которых под номерами написаны предложения. Вы должны прочитать эти предложения и, обсудив друг с другом, сказать, что в этих листочках написано. А я вам буду помогать.

-Как вы думаете, что за текст перед вами? ( Это загадка.)

— Обе группы будете загадывать друг другу загадки, которые также даны на листочках.

-Теперь читаем предложение под номером два. Обе группы должны из слов собрать предложение. Что получилось у вас? (Предложение)

-За правильное составление предложения каждая группа сможет заработать баллы.

-Как называется такое предложение? (Пословица.)

Прочитав это предложение, что мы узнали? Чему учит она нас? (Заставляет размышлять)

-Какие пословицы вы знаете? (Ответы детей)

-Ребята, теперь прочитаем предложение под номером. Это — поговорка. Поговорка немного отличается от пословицы. Поговорка – это только часть пословицы.

2. Постановка целей урока .

Поляна «Начальная». Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О загадках, пословицах и поговорках).

– Да, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с малыми жанрами УНТ: загадками, пословицами и поговорками. Научимся различать их, распределять их по группам.
-Поговорим о сходстве и различии пословиц и поговорок, об их мудрости поучающем смысле.

— А какие загадки вы знаете? (Ответы детей)

— Чем загадка отличается от пословицы и поговорки? ( Загадка учит отгадывать, а пословица учит)

-Чему должны научиться на уроке? (Научиться читать выразительно и

IV . Физминутка. Слайд 7.

v . Работа по теме урока .

1.Поляна «Загадка». Работа по учебнику на стр. 24-25.

-Вот и дошли мы с вами до поляны «Загадка». На этой поляне мы постараемся правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их. Ребята, не забываем зарабатывать баллы. (Чтение и отгадывание загадок учащимися по учебнику)

2.Поляна «Пословица и поговорка». Работа по учебнику стр. 26-27.

– Скажите, какие пословицы и поговорки знаете? ( Ответы детей)

– Пословицы и поговорки живут в народной речи века. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей.

— Давайте прочтем пословицы и поговорки из учебника выразительно и постараемся ответить на вопросы. (Работа по учебнику)

-Ребята, пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.

Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

VI . Закрепление пройденного материала.

1. Поляна «Конечная». Работа по презентации «Малые жанры устного народного творчества», слайды 8-10.

-Ребята, на слайде №8 вы видите загадки.

— Как вы понимаете, что такое загадка? (Ответы детей).

-Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

— А вы любите разгадывать загадки? (Ответы детей)

Давайте попробуем их отгадать. Группа, отгадавшая первой загадку, получит красный кружок.

-Теперь на слайде 9 прочитаем пословицы. Что

2. Разделить на группы данные пословицы и поговорки. Слайд 11

1-я группа называет пословицы, 2-я — поговорки (читают отдельные ученики).

  • Что посеешь, то и пожнешь.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Цени по заслугам, а не по услугам.
  • Семеро по лавкам.
  • Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
  • Седьмая вода на киселе.

2.Слово учителя.

-Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», — говорили на Руси.

-Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

— Ребята, мы с вами живем в ХМАО-Югра. Кто являются коренными жителями нашего края? (Ответы детей)

Слайд 12 . Давайте вместе прочитаем пословицы и поговорки ханты и манси. Чему учат нас эти пословицы? (Чтение пословиц детьми)

VIII . Подведение итогов урока

– Ребята, с чем мы сегодня познакомились на уроке?
– Был ли сегодняшний урок для вас интересным?
– Что нового вы для себя узнали?
– Испытали ли вы какие-нибудь трудности на сегодняшнем занятии? С чем они связаны?

I X. Домашнее задание: в школьной библиотеке найти сборник загадок и выписать в тетрадь понравившиеся три загадки.

Об авторе
Поделитесь этой записью

Обсуждение закрыто.



Детские Ботаники: сайт для родителей и детей! © 2024 Все права защищены