Общие положения и симптомы-мишени при оказании психотерапевтической помощи пострадавшим

Как показано выше, травматические переживания пострадавших непосредственно после совершенного преступления или в течение нескольких дней приобретают значительную остроту и создают угрозу развития невротических или даже (в 5,5% случаев) психотических реакций. Жертва насилия чувствует подавленность и тревогу, ложную ответственность и вину. Подросток оказывается несостоятельным в отношении критической оценки причин и последствий совершенного преступления.

Возникают переживания утраты «чистоты», «невинности».

В выраженных случаях доминируют суждения о собственной порочности или неправильном поведении.

Пострадавших преследует ощущение опасности, связанное с ситуацией насилия, что приводит к напряженности в межличностных отношениях.

Необходимая психотерапевтическая помощь, по данным М. Rappley, К. Spear (1993, 1995), должна оказываться уже на раннем этапе — при первичном обследовании.

Во время беседы пострадавшая, рассказывая о беспокоящих ее проблемах, формирует к ним отношение, готова отреагировать незначительную часть подавляемых эмоций.

Первичная беседа в данном случае должна осуществляться подготовленным специалистом с учетом комплексной оценки пострадавшей (не только психическое и физическое состояние, но и социальные условия).

Начальная стадия психотерапевтической помощи должна быть направлена на устранение острого чувства страха, подавленности и не должна затрагивать глубокий личностно-мотивационный уровень. Диагностика личности пострадавшей (Rosman-Brenner J., 1990) при осуществлении психотерапевтических мероприятий помогает не только оценить степень психогенных симптомов, но и провести анализ трансференции подвергшихся насилию девушек в рамках отношений «дочь — отец».

Оптимизация межличностной коммуникации (Jones D. P., 1994) осуществляется на последующих этапах.

Жертва сексуального насилия должна почувствовать социальную защищенность и психотерапевтическим способом сформировать трансференцию приятия социальной среды. Отметим, что личностно-ориентированная психотерапия может оказать пострадавшей существенную помощь.

Например, в результате длительного повторного (семейного) насилия извращаются альтруистические черты личности (терпимость к людям, сочувствие, эмпатия), которые либо угнетаются, что приводит к агрессивности в поведении, либо чрезмерно усиливаются, вызывая подчиненность и желание беззаветного служения одному делу или одному человеку. Достаточно часто девушки, подвергшиеся насилию, устанавливают отношения с девиантными субъектами, претерпевают унижения, считая это своеобразной «платой за грехи».

В период зрелости у них формируется готовность к трансферентной подчиненности лицам с императивными чертами характера. На фоне данного «беззаветного служения» они способны на кратковременные, но брутальные «эксцессы» в форме измены, алкогольного злоупотребления и т. п., которые, однако, почти никогда не бывают фатальными и быстро возвращают их в лоно семьи или любой другой привычный микросоциум.

Из-за повышенной подозрительности, долго наблюдающейся у пострадавших после пережитого преступления, последние часто оказываются не в состоянии оценить меру участия к ним посторонних, игнорируют лиц, оказывающих на них положительное влияние.

Сексуальное насилие вызывает у подростка переживание «бессилия» перед любой субъективно-сложной ситуацией. Девушка чувствует, что не смогла защитить собственное «Я» от посягательства чужого, его злой воли.

Она переживает болезненное вторжение в ее интимную сферу, куда, по ее мнению, должны допускаться самые близкие и самые избранные люди с ее добровольного согласия.

В результате разрушаются представления о защищенности «Я». Самосознание личности на длительное время приобретает измененные формы.

Некоторые авторы (Алексеева И. А., Палей А. И., Сейсян А. Р., 1997) предлагают проводить психотерапевтическую работу с пострадавшими в трех основных направлениях: 1. Работа по относительной девальвации этого события (беда, но не катастрофа); 2. Формирование адекватной ответственности за случившееся, направленной прежде всего в адрес насильника; 3. Психологическая работа, не относящаяся непосредственно к переживаемому событию, связанная с отношением пациентов к себе, другим людям, сексуальным отношениям, браку, любви, собственному будущему. Реинтегративный подход (Meiselman К. С., 1994) предполагает использование индивидуального стиля терапевта и применение им таких психотерапевтических методик, как когнитивно-поведенческая, психодинамическая, рационально-эмотивная, феминистская и гештальт-психотерапия.

Утверждается (Lister Е., 1982; Bowie S., 1990), что в работе с пострадавшей необходимо избегать использования Директивных методик, так как они способны «оживлять» переживание симптомов страха и беспомощности, вызывая своеобразную «трансференцию у травматизированных» transference in traumatised»). По мнению К. С. Meiselman авторов, является улучшение самопрезентации и осознание поведенческих ролей.

Об авторе
Поделитесь этой записью
Оставить свой комментарий

Пожалуйста, введите ваше имя

Ваше имя необходимо

Пожалуйста, введите действующий адрес электронной почты

Электронная почта необходима

Введите свое сообщение



Детские Ботаники: сайт для родителей и детей! © 2020 Все права защищены