Обычно я не очень жду дня рождения любимого города. Для журналистов это не праздник, а работа, причем в авральном режиме. Мероприятий много, почти везде – звезды, местное начальство и прочее, а значит посещать надо все. Ну, и бегом отписываться.
Кроме того, я просто очень не люблю толпу, благо помню, сколь агрессивна бывает она и сколь небезопасно находиться внутри, если интересы толпы и интересы стражей порядка пересекутся. И хотя я каждое массовое мероприятие вижу, как много сотрудников в штатском среди обычных граждан (поверьте, наметанному глазу вычислить опера в толпе – раз плюнуть, они обычно одеты ну очень уж слишком «как все вокруг»), но все равно не стремлюсь в людское море. А значит, концерты на площадях и праздничные салюты – это не ко мне.
Пожалуй, моим самым любимым мероприятием в череде празднований последние несколько лет является ежегодный общественно-политический вернисаж, проходящий отчего-то в парке имени Гагарина.
Мероприятие призвано продемонстрировать челябинцам то, чего, видимо, они, толком не знают, а именно — сколько в городе есть разнообразных общественных организаций, которые чем-нибудь, да занимаются. В итоге, получается этакий общественно-политический ковчег – каждой… организации по паре. Но всемирного потопа не наблюдалось – солнышко и тридцатиградусная жара скорее стимулировали к спокойному и мирному времяпровождению. Чем и воспользовались многочисленные горожане, многие из которых просто гуляли с детьми по парку.
Общественники себе не изменили. У входа рядом с любителями старинных автомобилей, занявших своими раритетами изрядное пространство, расположились юные шахматисты. В десяти метрах от молодых баскетболисток что-то икали на компьютерах дети из кружка развития памяти. Возле фонтана в кругу своих сподвижников о чем-то рассуждал зампред движения «За возрождение Урала» Денис Рыжий.
– У нас сегодня здесь по всему парку шесть площадок, – сказал он мне, и посмотрел слегка торжествующим взглядом.
Чуть дальше – несколько военно-патриотических клубов с обязательной молодежью в одеждах цвета «хаки», стенды общества «Трезвая Россия» (в субботу с утра – самое то), танцевальные секции, маленький контактный зоопарк, и экспозиция приюта для брошенных домашних животных с маленькими котятами, глазами умолявшими их взять к себе домой (не взял – у самого кошка родила четверых – но полтинник в урну для пожертвований положил).
Зоопарк продолжился дальше, в зоне, где располагались стенды и экспозиции политических партий. Не знаю, глупость это организаторов или их тайный замысел, но отчего-то стенды «Единой России» разместили аккурат напротив экспозиции непримиримых борцов с «кровавым режимом» из движения «Солидарность».
Вскоре интрига рассеялась – «оппозиционеры» привели на вернисаж Бориса Немцова – подписывать какие-то его книги, а, так сказать, «креативщики» «Молодой гвардии» попытались устроить небесспорный перформанс. Фантазии у провластной молодежи хватило на то, чтобы одеть своего товарища в костюм розовой свиньи и снабдить ее кадком с кошачьим туалетом.
Видимо, именно содержимое туалета предполагалось высыпать на голову Немцову и его окружению. Благо свинью поддерживали несколько молодых парней спортивной наружности, указания которым отдавал лично лидер местной «Молодой Гвардии» Александр Галкин. Однако сторонники Немцова, несмотря на то, что были и числом поменьше, и комплекцией посубтильнее, успешно сдерживали позиционные атаки, и в импровизированный калашный ряд свинью так и не пустили.
Местами полутычки и легкие бодания, сопровождавшие «битву при Немцове» едва не перерастали в легкую драку, однако начеку была полиция. Люди в форме умудрялись разнимать и утихомиривать политических оппонентов, а на всякий случай в скопившейся толпе присутствовал добрый десяток оперативников центра по борьбе с экстремизмом (как всегда, одетые «как все»). Их начальник, мирно сидевший на скамеечке неподалеку, в личном разговоре заметил: «Главное, чтобы все было мирно. И если свинья чего начнет нехорошего – спокойно и ее «примем». На (административный) материал тут уже хватает».
Впрочем, драка могла начаться и до другому поводу. Свинка порой так размахивала локтями, что едва не задевала мирные семьи, гулявшие с детьми, иногда сидевшими в колясках. Уверяю, если бы хоть кого-то из детей или женщин задели, любой из разозленных глав семей разобрал бы и свинью, и ее помощников на хороший карбонат и ребрышки. Это вам не с оппозицией бороться, а с суровыми челябинскими мужиками…
Самое забавное, что все происходящее лишь повышало политический рейтинг и «оппозиционерам», и «молодогвардейцам». Первым свиная атака помогла привлечь внимание прессы и простых зевак, которые немедля бросились за автографами экс-вице-премьера (пусть и на книге «Путин. Коррупция»), а также продемонстрировать несгибаемую волю «борцов с кровавым режимом». Вторые лишний раз показали старшим товарищам, что способны на активную борьбу с врагами. Все-таки они нужны друг другу…
Посмотрев примерно час на вышеописанную толкотню, отправился по куда более приятным делам, а именно – опробовать кухни народов Южного Урала, благо национальные культурные центры со своими экспозициями стояли весьма компактно и вдалеке от политических баталий. В итоге я разжился прекрасным шашлыком и пловом у узбеков, друзья-армяне налили прекрасного коньячку, башкиры снабдили полторашкой превосходного кумыса, а в русском культурном центре знакомый квасовар одарил своей продукцией (уверяю вас, лучшей в Челябинске). Домой я шел навеселе, с мешком, полным вкусной еды и напитков.
И все-таки юбилей любимого города лично для меня был безнадежно испорчен. Нехорошие люди из ЖЭКа аккурат в юбилейное субботнее утро ни с того ни с сего отключили горячую воду. Ни душ принять, ни посуду толком вымыть. Дозвониться до кого-нибудь из нашей системы ЖКХ ни мне, ни соседям не удалось – все, видимо, ушли на демонстрацию, и не возвращались до утра понедельника. Вот уроды…