Как правильно учить ребенка читать

Раньше ребенок шел в школу, чтобы научиться грамоте. Сейчас, поступая в первый класс, уже нужно уметь читать. Для этого требуется выбирать детский садик со специальной программой, включающей обучение алфавиту. Зачастую родители сами берутся заниматься с детьми чтением. Здесь возникает закономерный вопрос: как правильно учить ребенка читать и во сколько будет не рано это делать?
Подходящий возраст
Выделяют ряд признаков, по которым определяется, что малыш готов приступить к изучению:

  • Говорит целыми предложениями, способен рассказывать о каких-то событиях, пересказывать фильмы, мультики и пр.
  • Хорошо развита фонематика – правильное восприятие и распознавание звуков. Проверяется это с помощью простого упражнения: предложите малышу повторить за вами слоги (за-са, ка-га, та-да и др.). Затем усложните процесс, добавляя еще по одному слогу в каждую связку. Еще одно занятие на развитие: подобрать картинки с изображенными предметами, отличающимися в названиях одним лишь звуком – шапка-лапка, лак-рак и пр.
  • Правильно произносит звуки, не нуждается в помощи логопеда.
  • Умеет ориентироваться в пространстве, распознавать левую/правую стороны, верх/низ.

Если это не является проблемой, тогда настало время приступать к занятиям. Среднестатистический возраст для лучшего усвоения информации – 5 лет.

Распространенные методики

  • По слогам (предложил Н. Зайцев) – малыш читает и заучивает слоги.
  • Полноценными словами (основатель – Гленн Доман) – базируется на зрительной памяти.
  • Звуко-буквенный метод: звуки, которые слышны в слове, необходимо соотнести с их буквами.
  • Сложение: сначала изучаются названия букв, после чего они складываются вместе: например, «эм» и «а» будем «ма».

Вовлекаем в занятия игрой

Как правильно начинать учить ребенка читать, чтобы процесс происходил быстро? Специалисты считают игровой метод наиболее эффективным и подходящим для родителей без педагогического образования. Распространенные варианты:

  1. 10 гласных. Подготавливаем 10 одинаковых бумажных кружочков и на каждом из них пишем по букве, развешиваем их по квартире и учим, прося произнести звук, когда проходите мимо кружка (нужно менять их местами, пока малыш не запомнит каждую).
  2. Просите находить знакомые буквы в книгах, на рекламных щитах, витринах в магазинах и пр. Так обучение превратится в занимательную игру.
  3. Согласные. Вводите по одной букве: можно тоже сделать кружочки. Пример с «м»: составляйте мы, ма, му и пр. Читайте сами, а потом пусть это делает ребенок. Постепенно добавляйте новые согласные, составляя более сложные слова: мама, рама и т.д. Хороший помощник – магнитная азбука.

Таким образом можно быстро и без особенных усилий научить ребенка читать.

Об авторе
Поделитесь этой записью

Обсуждение закрыто.



Детские Ботаники: сайт для родителей и детей! © 2025 Все права защищены