Как правило, поступление ребёнка в детский сад – большой стресс для малыша. К тому же, в зависимости от типа адаптации – благоприятной, средне-благоприятной или неблагоприятной – не каждый дошкольник вообще может адаптироваться к новым условиям жизни в дошкольном учреждении.
В приведённом отрывке из книги доктора медицинских наук, профессора Аллы Баркан «Плохие привычки хороших детей», проводившей исследование адаптации дошкольников к детским организованным коллективам, даны советы для родителей ребёнка, оформляющих его в детский сад.
Как желательно готовить ребенка к поступлению в детский сад:
- Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
- Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
- Заранее узнать у педиатра, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.
- Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
- Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
- Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
- Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
- Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня для ребенка дома.
- Повысить роль закаливающих мероприятий.
- По мере возможности, оформить в детский сад по месту жительства, чтобы не пользоваться общественным транспортом.
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
- Стараться отдать ребёнка в группу детского сада, где у него уже есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в дошкольное учреждение.
- Раскрыть ребёнку многие «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
- Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание его.
- Чтоб Ваш ребенок был как надо подготовлен к саду, если появится возможность, прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к дошкольным учреждениям.
- Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
- Планировать свой отпуск так, чтоб в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была б возможность оставлять его там не на целый день.
- Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
Как желательно вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад:
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
- Щадить его ослабленную нервную систему.
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.Играть в компьютерные игры вместе с ним, чтобы при необходимости прервать
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него такой же режим , как и в детском учреждении.
- Не реагировать на шалости ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.
- При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания врача.
Как не желательно вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад:
- В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде. «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
- Мешать его контактам с детьми в группе.
- Не уменьшать, а увеличивать нагрузку на нервную систему.
- Водить ребенка в многолюдные и шумные места. Все время кутать, одевать не по сезону.
- Конфликтовать с ним дома.
- Наказывать за детские капризы.
- В воскресные дни резко изменять режим ребенка.
- Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.
- Не обращать внимания на отклонения в обычном поведении ребенка.
- Не выполнять все предписания врача.
Ситуация для родителей:
Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберет его из группы. Вначале Шурику понравилось в саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница всех позвала на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог так, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать свой шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил помочь ему немного воспитательницу. Все дети начали смеяться над ним, что он неумеха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе.
И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придет. Но мамы не было. А вместо нее появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушел без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и громко стал звать маму.
Он отказался от обеда. Не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова позвал маму. Но мама пришла очень поздно, после ужина, за ним. И, выяснив у воспитательницы о подробностях сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так себя ведет. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела, ревущего, домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал сильнее и сильнее.
1. Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду?
2. Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой?
3. Как бы поступили Вы на её месте?
Полный текст главы про адаптацию ребёнка к детскому саду из книги «Плохие привычки хороших детей» вы можете найти на сайте: www.abarkan.ucoz.com.